?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перечитывая в очередной раз "Лоскутное одеяло" В.Катаняна, привычно спотыкаюсь на предисловии, написанным другом Катаняна, знаменитым режиссером Э.Рязановым. Озаглавлено предисловие так: "Мой первый друг, мой друг бесценный...".
Теперь привожу цитаты. Сначала об учебе:
... И сладострастно влепил Васеньке двойку. Но, честно говоря, Вася терялся на любых экзаменах, даже на таких, как история театра или литература.
по главному предмету - кинорежиссуре - Вася тоже учился далеко не блестяще
...после такого отпора Вася перестал сочинять что-либо веселое, а стал как все. Только скучнее
... То ли в силу лености, то ли беспечности , Вася...

О Васе-гражданине: при этом он ненавидел советский строй, но никогда не боролся с ним. Он боялся.
У Васи была типичная внешность, как сейчас говорят, "лица кавказской национальности", хотя армянином он был только наполовину. Когда жена офицера увидела перед собой нескладного долговязого "чучмека", на котором форма сидела , как на корове седло,она спросила:
- А ты по-русски разумеешь?

Дальше много места уделяется описанию пьяных выходок дорогого друга, и -
завершающий штрих :
читатель может решить, что мой друг был алкоголиком, пьянчужкой , но это не совсем так.
Вот это "не совсем" мне особенно нравится.

*****
Мне кажется, как-то это мелочно, прям по-бабьи. Как будто расквитался с покойным другом за что-то.
Я даже могу предположить, за что.
Надо сказать, что судя по дневниковым записям, из которых составлена книга, Катанян очень тепло относился к Рязанову. В книге нет ни одного плохого слова о нем. Вот только в одном месте ( стр. 393), Катанян описывает свой разговор с Зоей Фоминой ( первой женой Рязанова). Приведу этот кусок целиком:

30 марта. Говорили с Зоей Фоминой. - - Зоя, а как ты думаешь, почему сегодня никто не говорит Элику о недостатках в его фильмах? Ну я молчу, чтобы его не огорчать , да и в готовом фильме уже ничего не исправить. А когда я давал советы по сценариям, он не прислушивался.Я и перестал.
- Думаю, что дело не только в этом. Раньше, в молодые годы, когда мы работали вместе, мы были на равных и все друг другу говорили. Я ему говорила все. А теперь он знаменитость, и окружающие смотрят на него снизу вверх. И не решаются.кроме того, я тоже не хочу его огорчать.Он показывает уже готовый фильм, когда изменить уже ничего нельзя. Раньше ведь я смотрела и пробы актеров, и материал, и он очень прислушивался . Ты же помнишь. А сейчас сам знаешь

***
Вот тут и отгадка , как мне кажется. И почему предисловие полно яда, и почему начиная со второй половины 80-х фильмы Рязанова стали.... Сами знаете.
( с Зоей Фоминой режиссер развелся как раз в те годы).
А книга - прекрасная! Уж не знаю, сколько раз я ее здесь цитировала ( "тело как у шестидесятилетней", и "фиолетовое говно" ... Но это не главное, конечно, хотя местами просто невыносимо смешно. Главное в ней - история 20-го века глазами умного, тонкого, ироничного и очень порядочного и симпатичного человека. Которому посчастливилось общаться с интереснейшими людьми своего времени, о встречах с которыми он очень талантливо написал в своем дневнике. Театр, кино, литература, все важнейшие события культурной жизни начиная с середины 40-х и заканчивая 90-ми гг., зачастую автор уже в конце жизни возвращается к своим ранним записям и сравнивает свое восприятие и оценки тех или иных произведений искусства - это очень интересно.
Если вы еще не читали - читайте!

PS. Еще раз по поводу предисловия . Может, я и неправа, и вижу то, чего нет, но я вижу то, что вижу. И да, там много хвалебных слов, но....

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
nataly_lv
Jan. 7th, 2014 03:27 pm (UTC)
Обязательно прочту по твоей рекомендации!

"но это не совсем так" - да, как-то некрасиво. Если бы было: " но это совсем не так", другое дело...
len_go6819
Jan. 7th, 2014 03:53 pm (UTC)
Да. Есть разница. Да он вообще ( Элик ) так о нем пишет, что не совсем понятно, как его друг институт закончил, как профессию освоил. Ну и "чучмек" доставил(((
Почитай. Еще у него "Прикосновение к идолам" шикарная книга.
drunidda
Jan. 7th, 2014 03:56 pm (UTC)
Уже скачала! Спасибо за рекомендацию.
А предисловие... да, бесценный, бесценный друг.
len_go6819
Jan. 7th, 2014 04:04 pm (UTC)
На здоровье )))
Лена, я мужу давала почитать, он мне говорит : да ладно, с юмором написано!
Я юмора не вижу , вижу шпильки (((
drunidda
Jan. 7th, 2014 05:32 pm (UTC)
Мужская солидарность?
Но нам же виднее.
len_go6819
Jan. 7th, 2014 07:08 pm (UTC)
Мужчины в чем-то очень простодушны бывают....)))
parmezansha
Jan. 7th, 2014 05:11 pm (UTC)
Cнисходительно написано, как по отношению к младшему и более глупому. Как некоторые мужчины говорят женщине "ты смышленая", и думаю что сказали комплимент.
len_go6819
Jan. 7th, 2014 07:07 pm (UTC)
По меньшей мере снисходительно, Ира, а по большому счету - пренебрежительно и не по-дружески.
bergberg
Jan. 7th, 2014 06:24 pm (UTC)
Я раньше любила читать воспоминания в стиле "известные про известных". А после того, как прочла книгу Егоровой об Андрее Миронове - как отрезало. Не хочу больше читать их "добрые слова" друг про друга. Зачем вспоминать эти нелицеприятные моменты из личной жизни? Бррр, как в какашку наступаешь, когда читаешь. Чувства юмора и , одновременно, тактичности,большинству "писателей" не дано. А без этого почти все воспоминания напоминают копание в чужих трусах.
len_go6819
Jan. 7th, 2014 07:06 pm (UTC)
Лена, в воспоминаниях Катаняна нет ни грамма желтизны. На редкость тонкий и порядочный человек был.
А Егорова - даааа. Но читать было интересно:)
bergberg
Jan. 7th, 2014 07:13 pm (UTC)
Ну и хорошо, но читать пока не готова)))
Танька Е. так всех обула, что до сих пор икаю)
len_go6819
Jan. 7th, 2014 08:55 pm (UTC)
И никто ведь ей не ответил, вроде...
Связываться не захотели, наверное. В каком-то журнале читала версию Юлиана Семенова . Совсем другая перспектива:-)
Помнишь, она про их "роман" писала? Все вранье.
bergberg
Jan. 7th, 2014 11:13 pm (UTC)
Я думаю, версия Миронова тоже была бы несколько другая. Отомстила тетка всем по полной программе.
deutschevita
Jan. 7th, 2014 06:51 pm (UTC)
Да, мы с тобой на эту тему уже говорили. У меня тоже сложилось кислое впечатление о предисловии. А сама книга - замечательная, я очень благодарна тебе за рекомендацию. Это мемуары очень тонкого и интеллигентного человека. И совсем он был не пуглив, в книге много примеров этого. А доброта к людям - черезвычайная. Помнишь, как с ним Параджанов обошелся? И все равно В.К. его в беде не бросил.
len_go6819
Jan. 7th, 2014 07:10 pm (UTC)
Да, да! А я и забыла, Наташ! ( что обсуждали)))
Вишь, какая я постоянная? Не меняю своего мнения, ггг!
Согласна с тобой. Мне каждый раз прям обидно даже.
olala60
Jan. 9th, 2014 10:39 pm (UTC)
Спасибо за напоминание, давно хотела прочитать.
Мое отношение к Рязанову менялось вместе с ним. Так и хочется сказать глупость: мужчин делают женщины.
len_go6819
Jan. 10th, 2014 09:13 am (UTC)
Первая жена Рязанова была режиссером по специальности. Помогала ему как могла. Вторая тоже вроде имела отношение к кино. При ней он Жестокий романс снял. А потом что-то изменилось, наверное. А может , просто талант закончился?
Про роль женщин - дааа. Как это на английском? Behind every stupid celebrity was a Brillant Woman ?
Книга замечательная, обязательно почитайте.
olala60
Jan. 11th, 2014 12:39 am (UTC)
Не буду сплетничать о женщинах в его жизни.:)
Мне кажется, он закончился с уходом Брагинского, не потянул один или и не мог потянуть.
len_go6819
Jan. 11th, 2014 10:21 am (UTC)
И я тогда не буду))
Про Брагинского: вролне вероятно... кстати, и у Брагинского без Рязанова не так блистательно получалось. Фильмы по его сценариям позднего периода ( 90-х гг) - тоже так себе * мягко сказано
olala60
Jan. 11th, 2014 11:54 pm (UTC)
И, вероятно, мы меняемся тоже. Нельзя их судить по нашим иллюзиям. Не оправдали нами придуманного о них. Так получается. Каждый видит по-своему.
Когда-то давным-давно один близкий мне человек пересказывал сюжет романа. Я романа не узнала по рассказу. Но оказалось, мы читали одно и то же, обоим очень понравилось, но поняли совершенно по-разному. Это был Павел Вежинов "Барьер". Думаю, если я найду "Барьер" сейчас и перечитаю, скорее всего, опять не узнаю.
Тогда, давным-давно, меня поразило такое несоответствие.
( 20 comments — Leave a comment )